Религиозные искания Герцена
Революционные движения в России и Европе в 19 веке В годы одной из ссылок, во многом под влиянием своей невесты – Натальи Захарьиной, а также и знаменитого в то время масона зодчего Витберга, усилились искания Герцена в религии. Он стал восторгаться Евангелием, обретать опыт глубокой молитвы, но в тоже время остается совсем чуждым и даже враждебным к православной Церкви. Свободный дух Герцена смущает казенность «православия Николая» и он считает быть лучше «сердечным христианином» в традициях Сен Мартена. Герцен просил друзей прислать ему в ссылку сочинения всех самых знаменитых мистиков - Эккартсгаузена, Парацельса, Сведенборга. Перед самым рождением своего первенца, Александр Иванович пишет, что «Бог поручает мне это совсем малое существо, и я устремлю его к Богу». Но, в течении некоторого времени, это религиозное настроение ослабевает и сменяется к 1842-му году настоящим бунтарством против Бога. Внешними причинами этой перемены стали тяжкие жизненные испытания Герцена - это болезни жены, смерти троих детей. Вера в разумность и гармонию Божьего мира окончательно рухнула. Не желая видеть человека органически испорченным грехом, Герцен восстаёт против Бога и низвергает Его в мировоззрении своего разума. Как и различные другие революционные теоретики середины XIX века, на место Бога Герцен пытается поставить самого человека. Огромное влияние здесь на Александра Ивановича оказала сначала Гегель, а затем уже и Фейербах. Но поистине мощный ум Герцена вскоре отказывается видеть положительный идеал и в человеке. Он очень хорошо знает человека, чтобы быть обольщенным на его счет.
|
|||||||||||||
Copyright © Все права защищены. Перепечатка и использование материалов, только со ссылкой на первоисточник. Контактные данные: alex@gerzen.ru или gerzenru@gmail.com
|